[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум сквада =402= (Ил2 Штурмовик 1946) » Форум 402-го истребительного авиаполка особого назначения » История » Немного из истории полка (WWW.TKACHENKO.IN.UA)
Немного из истории полка
GuilliomeДата: Суббота, 22.12.2007, 15:23 | Сообщение # 1
штурмовик - борец за форум
Группа: КОМАНДИР ЗВЕНА
Сообщений: 153
Статус: Offline
взято с :
http://tkachenko.in.ua/index.php?page=968_history

В первые дни войны известный летчик-испытатель подполковник Петр Михайлович Стефановский обратился к Верховному Командованию с просьбой о сформировании истребительного полка из добровольцев летчиков-испытателей входивших в штаты НИИ ВВС.

25 июня 1941 года. в соответствии с Приказом Верховного Командования СССР №0044 подполковнику Стефановскому П.М. было поручено сформировать полк 402 ИАП особого назначения из летчиков- испытателей на аэродроме Чкаловск под Москвой. Через 3 дня формирование полка было закончено, личный состав получив на вооружение лучшие по тому времени самолеты-истребители Миг-3, отбыл 30 июня 1941 года на фронт.

Уже в первых воздушных боях с гитлеровскими стервятниками летчики полка продемонстрировали непревзойденную стойкость, мужество и воинское мастерство. Одним из первых победу в воздушном бою одержал командир эскадрильи капитан Бахчиванджи Г.Я. В один из дней когда полк вылетел на штурмовку вражеского аэродрома, капитан Бахчиванджи остался на боевом дежурстве, внезапно над аэродромом появились 2 немецких бомбардировщика Do 215,через 1.5 мин капитан Бахчиванджи взлетел и атаковал один из самолетов расстреляв его с 50-метровой дистанции. Стервятник рухнул на землю вблизи аэродрома, а капитан взялся атаковать второй бомбардировщик. Немцы опомнившись открыли огонь со всех орудий. Самолет Бахчиванджи был буквально изрешечен. Двигатель стал, Все системы вышли из строя. Однако обладая блестящей техникой пилотирования Бахчиванджи уничтожил второй самолет противника, и посадил свою полумертвую машину на аэродром. Через несколько месяцев, имея на боевом счету около десятка сбитых фашистских самолетов капитан Бахчиванджи был отозван с фронта для продолжения испытательной работы. 15 мая 1942 года Бахчиванджи Г.Я первый в мире испытал реактивный самолет Би-1 (конструкция Болховитина).

И в этом же году славный летчик погиб при испытании. В течении года полк вел успешные боевые действия, защищая небо родной Столицы, и участвуя в разгроме немецко-фашистких войск зимой 1941 под Москвой, ликвидации окруженной вражеской группировки под Старой Руссой.

Командир полка Стефановский.П.М в одном из боев встретился с 12 Мессершмитами. В неравном бою он уничтожил один из самолетов противника и успел приземлится на своем аэродроме. Будучи назначенным командующим Западного сектора ПВО Москвы, Стефановский П.М об этом бое докладывал лично И.В Сталину, причем подчеркнул что победа над одним из 12 врагами была облегчена плохим обзором из кабины немецкого самолета. Нашим конструктам было дано указание внести усовершенствование в конструкцию кабины, чтобы еще улучшить обзор для летчика.

О бое летчика полка Антипова Ю.А с 4-мя немецкими самолетами пишет в своих мемуарах "Первый бой мы выиграли", летчик-испытатель Галлай М. На самолете Антипова отказало оружие, он оттянул врагов к своему аэродрому. Наконец после нескольких попыток перезарядить заработал один из пулеметов. Антипов развернулся и атаковал один из самолетов врага на встречных курсах. Он нажал на гашетку...но...только 4 выстрела прозвучали короткой очередью и пулемет снова отказал. Но этого было достаточно так как одна из пуль пробила масляный радиатор Мессера и он со снижением отвернул к линии фронта оставляя белый след выбиваемого масла. Самолет упал на нашей территории летчик был взят в плен, после чего и стала известна вся удивительная схватка. В последствии Антипов вернулся к испытательной работе испытав 206 типов самолетов. Был удостоен звания Героя Советского Союза и Заслуженного летчика-испытателя СССР.

После отзыва Стефановского, командовал полком Груздев К.А. Опытный летчик-испытатель, он проявил себя прекрасным воздушным бойцом, грамотным командиром. Умело используя высотные данные самолета Миг 3, Груздев в воздушном бою вовлекал противника на вертикальный маневр и, когда тот захлебывался, совершив поворот на горке, расстреливал потерявшего скорость врага. На самолете ЛаГГ-3 Груздев стал использовать выпуск щитков-закрылков во взлетное положение для сокращения радиуса виража, что обеспечило ему успех в бою с Мессерами. Груздев настойчиво внедрял радио на самолеты, один из первых среди командиров стал использовать радио для управления воздушным боем с земли. Груздев лично уничтожил за 4 месяца 19 самолетов врага. Он успешно продолжил после гибели Бахчиваджи испытания реактивного самолета и успешно завершил их. Но в 1943 году при испытании самолета поступавшего к нам из США"Аэрокобра" летчик погиб. Сохранились уникальные кадры кинохроники об испытании Груздевым реактивного самолета в том числе и мастерская посадка, выполненная на этом самолете Груздевым на одну лыжу (вторая оторвалась при взлете, о чем летчик не знал).

О высоком чувстве воинского долга у летчиков полка в тяжелые месяцы 1941 года свидетельствует подвиг мл. лейтенанта Мамонтова. Участвуя в отражении налета вражеских бомбардировщиков, молодой летчик атаковал лидера. Тот стал уходить. Мамонтов выпустил несколько очередей по кабинам, двигателям, но самолет продолжал лететь. Тогда герой таранил вражеский бомбардировщик и обе машины рухнули на землю. За этот подвиг мл. лейтенант Мамонтов был посмертно награжден орденом Ленина. За год боев летчики полка уничтожили 119 вражеских самолетов. Боевая деятельность личного состава была высоко оценена командованием. В не равных боях с превосходящими силами вражеской авиации полк потерял 30 человек личного состава и ноябре 1942 штаб полка и технический состав убыли на переформирование на аэродром Багай - Барановка, Приволжского Военного Округа. Здесь полк пополнился летным составом прибывшим с Дальнего Востока и под командованием майора Попкова на самолетах Як - 1 отбыл на Северо-Кавказский фронт, где участвовал в ликвидации плацдарма врага на Таманском полуострове.

В боях на Кубани летчики полка встретились с пиратами отборной немецкой эскадры "УДЕТ". Но воинское мастерство наших летчиков оказалось выше, чем у хваленых немецких асов. Одним из первых летчиков полка встретился капитан Егорович, удостоенный после звания Героя Советского Союза. Он вошел в число лучших советских асов во главе с Покрышкиным. В одном из боев группа наших истребителей в составе Манукяна и Гаврилина встретилась с 8-ю немецкими самолетами. Отважные соколы сбили 3 самолета. А остальные обратили бегство. В последствии оба летчика получили высокое звание Героя Советского Союза.

Верность присяге и воинскому долгу показал командир звена В.Н.Скорняков. 30 апреля 1943 года он в паре с молодым летчиком Шпуняковым патрулировал вблизи линии фронта с задачей не пропустить немецкие самолеты - разведчики. Когда горючее было на исходе, летчики заметили немецкую "раму". "Фокке-Вульф" возвращался из нашего тыла на большой высоте. Летчики израсходовали боеприпасы, но враг уходил. Тогда Скорняков дал команду ведомому возвращаться на свой аэродром, а сам над территорией противника таранил самолет. От удара он потерял сознание и с перебитой рукой был выброшен из кабины. На малой высоте очнувшись, он сумел раскрыть парашют, но после приземления впал в беспамятство. Летчика нашли полицаи и выдали немцам. Дважды бежал Виктор Скорняков из лагерей, но его ловили, жестоко избивали и бросали в карцер. Наконец, ему удалось бежать из эшелона на территории Польши. 17 суток пробирался он на восток и, наконец, в Винницкой области нашел партизан. В партизанском отряде летчик стал подрывником, он взорвал два моста, несколько эшелонов, воевал на территории Украины и Белоруссии. А после освобождения советской земли Скорняков вновь вернулся в родной полк и продолжал сражаться до дня победы.

За период боев на Кубани летчиками полка уничтожено 84 вражеских самолетов. Наши потери - 22 самолета и 12 летчиков. В одном из боев погиб командир полка майор Попков В.В. командиром полка стал майор Николаенко Д.Е. В июне - августе 1943 года полк находился на переформировании на аэродромном узле Липецк и в сентябре 1943 года, имея на вооружении самолеты Як-9, и Як-1, под командованием майора Еремена А.У. отбыл на Южный фронт, где вошел в состав 265 ИАД 3 ИАК (командир ИАК - генерал Савитский).

В боях за освобождение Донбасса и Южной Украины летчики вновь продемонстрировали высокое боевое мастерство. Однажды, недалеко от города Большой Токмак звено капитана Манукяна в составе Гаврилина и Шпунякова встретились с девяткой "Хенкелей-III". В течение пяти минутного боя летчики уничтожили все 9 вражеских самолетов. А через 2 дня это же звено, произведя штурмовку немецкого аэродрома, уничтожили на земле еще пару фашистских самолетов. В боях за освобождение Южной Украины летчики полка уничтожили 77 самолетов противника. 265 ИАД, в состав которой входил полк, получила почетное наименование "Мелитопольская".
С января по март 1944 года полк выполнял задачу по прикрытию переправ через Сиваш. Героический подвиг в этот период совершил летчик мл. лейтенант Малашин. Прикрывая переправу от налетов фашистской авиации, он действовал в качестве ведомого у Шпунякова. Несколько немецких истребителей набросились на нашу пару. Один из фашистов зашёл в хвост Шпунякову и готовился сбить его. Тогда Малашин, чтобы спасти командира, бросил свою машину на самолет врага. Оба самолета упали в воды р.Сиваш. Так, ценой своей жизни, Алексей Малашин спас командира. Уже после войны останки героя и его комсомольский билет были найдены колхозниками на дне реки Сиваш. Герой - комсомолец с почестями похоронен в селе Васильевка. В одном из боев самолет Шпунякова
загорелся. Но летчик не вышел из боя и продолжал в тлеющем обмундировании, задыхаясь от дыма, сражаться с врагами. Он посадил свой самолет на песок реки Сиваш. Подбежавшие пехотинцы помогли Шпунякову выбраться из кабины. После лечения в госпитале Шпуняков вновь вернулся в полк. Он не однократно вылетал на боевые задания в паре с прославленным летчиком ныне маршалом авиации Савитским, который высоко оценил его боевое мастерство и мужество.

Гаврилин в одном из боев со своим ведомым Алексеенко уничтожил три фашистских самолета. Возвращаясь на аэродром они были атакованы группой немецких истребителей. Самолет Гаврилина бел поврежден, а стальной сердечник вражеского снаряда, пробив бронеспинку, вонзился в тело летчика. Истекая кровью, летчик посадил самолет на территории, занятой врагом. Ему удалось выбраться из кабины и по лощине подползти к крайнему дому ближайшего села. Семья советских патриотов укрыла летчика и оказали ему необходимую помощь. После освобождения села Гаврилин был направлен в госпиталь, и затем вернулся а полк.

За три месяца полк уничтожил в воздушных боях - 64 самолета врага, на земле - 25 самолетов. С первого апреля 1944 года полк начал боевые действия по ликвидации немецкой группировки в Крыму и освобождения Севастополя. Немцы превратили Севастополь в крепость, прикрытую сплошной стеной зенитного огня и армадой самолетов. Но когда командованию потребовались данные о немецкой аэродромной сети, Шамиль Абдрашитов на трофейном "Мессере" дерзко выполнил разведку. Немцы специально охотились за смельчаком, и в одном из боев им удалось, используя численное превосходство, сбить самолет. Герой погиб в водах Черного Моря за несколько дней до освобождения Севастополя. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. Манукян лежал в госпитале, раненный в обе руки. Но когда он узнал, что полк ведет бои за освобождение Севастополя, он бежал из госпиталя, и с перевязанными руками сел за штурвал своего истребителя. За период Крымской и Севастопольской операции летчики полка уничтожили в боях 132 фашистских самолета и на земле 54 самолета. За отличие в боях при освобождении Севастополя приказом Верховного Главнокомандующего №0136 от 24 мая 1944 года полку было присвоено наименование "Севастопольский".

Боевая деятельность полка получила и высокие отзывы командования 10-го танкового корпуса и других родов войск, прикрываемых летчиками полка. Они не допускали ни одного бомбометания немецкой авиации по боевым порядкам танкистов, ни одной потери обеспечиваемых самолетов-бомбардировщиков. С 22 июня 1944 года по первое сентября полк принимал участие в грандиозной Белорусской операции в составе войск 3-го Белорусского фронта. Он имел боевую задачу по прикрытию сухопутных войск, в штурмовке вражеских войск и аэродромов.

Однажды летчик полка Пивоваров обнаружил большую группу немецких танков. Он приземлился на аэродроме штурмовиков и повел их на боевое задание. Вместе с штурмовиками летчик участвовал в уничтожении танков и затем с благодарностью командира штурмовой дивизии вернулся на аэродром. Летчик закончил войну в звании капитана, сбил 27 самолетов противника, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В ходе Белорусской операции в воздушных боях полк уничтожил 50 самолетов и при штурмовках 39 самолетов врага. За доблесть и мужество, проявленные личным составом при обеспечении форсирования р. Березина и освобождении г. Борисова Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля с 1944 года полк был награжден орденом Красного Знамени.

В сентябре 1944 года полк находился на аэродроме Багай-Барановка. Получив на вооружение самолеты Як-3 полк под командованием майора Рубахина А.Е. Вновь вылетел на фронт.

В декабре 1944 года полк выполнял задачу по прикрытию сосредоточенных наших войск Магнушевском плацдарме(западный берег Вислый). Эскадрилья капитана Егоровича базировалась в трех километрах от линии фронта, подвергаясь обстрелам вражеской артиллерии. Полк выполнил задачи блестяще, ни одна бомба не упала на наши войска. В двадцатиградусные морозы, при пронизывающем ветре техники и механики показали чудеса стойкости и героизма, чтобы обеспечить боевые вылеты.

14 января 1945 года началось гигантское наступление нескольких фронтов с берегов Вислы - знаменитая Висло-Одерская операция. В составе войск первого Белорусского фронта полк успешно осуществлял прикрытие наших танковых соединений, вклинивавшихся на несколько сот километров в глубину обороны противника. Танкисты захватывали вражеские аэродромы, а авиация, базируясь на них, обеспечивала прикрытие танковых войск от ударов с воздуха. Взаимодействие товарищей по оружию обеспечило полный успех операции, завершившейся уничтожением Познаньской группировки и захватом плацдармов на западных берегах реки Одр. В ходе операции летчики полка уничтожили 43 вражеских самолетов.

И вот, наконец, завершающая операция Великой Отечественной Войны - советские войска начали штурм Берлина. В небе Москвы впервые встретились в врагами летчики полка, и теперь, в окутанном дымом пожарищ небе Берлина они предъявили последний счет за 4 года крови и страданий нашего народа фашистским стервятникам. Летчики полка прикрывали сухопутные войска, уничтожили остатки фашистской авиации. Лучших своих асов бросило фашистское командование на защиту неба своей берлоги, но мужество наших летчиков перерешили исход последних боев. В одном из воздушных поединков на подступах к Берлину штурман эскадрильи Дугин встретился с фашистским полковником-командующим Берлинский районом ПВО. Фашистский волк был уничтожен нашим соколом на пороге своего логова.

Второго мая 1945 года в день капитуляции Берлина при последней штурмовке вражеских позиций погиб Дугин. С капитуляцией Германии закончились боевые действия личного состава полка на аэродроме Дальгов. Славный боевой путь прошел личный состав Севастопольского Краснознаменного ордена Суворова 3-й степени полка. Он участвовал в самых тяжелых сражениях Великой Отечественной Войны прошел боевой путь от Москвы до Берлина. 810 самолетов врага уничтожили летчики полка - целую воздушную армию. За годы войны полк потерял 101 самолет и 81 летчика, соотношение 10 к 1. Этот итог красноречиво свидетельствует о мужестве и мастерстве наших летчиков. Помимо самолетов, летчики полка уничтожили:

аэростатов - 25,
складов ГСМ - 2,
складов боеприпасов - 4,
бензоцистерн - 12,
вагонов - 99,
автомашин - 436,
артиллерийских батарей - 10,
барж и катеров - 9,
живой силы врага - около 3-х тысяч человек.
В годы войны 9-ти летчикам присвоено звание Героя Советского Союза:

Манукяну А.Б,
Гаврилину П.Ф,
Дугину Н.Д,
Егоровичу В.А,
Балашову Г.В,
Рубахину А.В,
Шпунякову С.П,
Пивоварову,
Абрашитову Ш.Т.
Кроме того, 24 летчика полка стали героями Советского Союза находясь в других частях:

Стефановский,
Антипов,
Лихобабин,
Калараш,
Палушкин,
Лобанов,
Пушкин,
Анкудинов,
Джабидзе,
Краснов,
Еромин,
Бахчиванджи,
Константинов.
После военные годы 968 полк напряжено работал над освоением новой реактивной техники, участвуя в крупных учениях. В 1983 году личный состав полка в г.п Россь БССР освоил авиационную технику 4-го поколения. Такие как Миг-29 КБ Микояна. За успешное освоение этого самолета многие летчики, инженеры и техники были поощрены вышестоящим командованием, а ряд авиаторов были награждены высокими правительственными наградами. Среди них: подполковники Плешивцев и Савушкин, майор Тоболевич, капитан Колин, а также за освоение сложной боевой техники Ткаченко Виктор Васильевич.

В 1988 Полк убыл в Германию Альтенбург, аэродром Нобитц. 1992 году в связи с выводом ЗГВ из Германии полк был расформирован так как часть полка отправили в Шайковку, другую в Липецк... самолеты полка перегнали в Хабаровск и Липецк...


 
Форум сквада =402= (Ил2 Штурмовик 1946) » Форум 402-го истребительного авиаполка особого назначения » История » Немного из истории полка (WWW.TKACHENKO.IN.UA)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

All rights reserved =402= © 2007-2008
Designed by Alpie © 2008