Глава 1. Установка Ил-2:Штурмовик/ЗС/ПХ/АвН/ИПБ. Утилита NewView. Итак, диск "Ил-2: Штурмовик - Забытые Сражения" куплен. Увы. Этого мало. Теперь надо вернуться в магазин, и купить ещё три диска: Один - "Ил-2:Ш {Асы в Небе}", второй - "Ил-2:Ш {Перл-Харбор}", и третий - "Ил-2:Ш {Истории Пикирующего Бомбардировщика}". Итого, Игра состоит из четырех (!) дисков. Купили. И что теперь? Ну, сначала, разумеется, устанавливаем. Про установку и первичную накатку патчей/дополнений детально разжёвано в основном FAQ. Крайне рекомендую, там много полезного. Если кратко - ставим их в порядке, указанном выше, один на другой. Совет: ставить Ил-2 на диск, отличный от С:, потому что винда рано или поздно свалится, а значит, если надо будет форматнуть диск С:, где она обычно стоит, придётся куда-то либо перенести весь каталог, в который установлен Ил-2 (а он будет в результате очень некислый по размеру), либо после форматирования устанавливать Ил-2 заново, настраивая его снова под себя. Соответственно, все дополнения ставятся в его же папку. Проще поставить Ил-2 на диск D:, к примеру, и пусть там и лежит: игра Ил-2 не требует переустановки после переустановки Windows, достаточно будет просто в новой Windows создать ярлык на её файл il2fb.exe, и разок зайти в конфигуратор NewView, если он используется (немножко о гига-программе NewView я расскажу ниже). Итак, игра установлена, обновления/патчи накатаны. Теперь - что такое NewView. Это, если вкратце, маппер для хатки джойстика (пимпа сверху), чтобы можно было плавно крутить головой в кабине. В стандартном Ил-2 без NewView крутить головой можно только на фиксированные углы, а сопровождать цель так сложней. Чтобы установить эту утилиту, распаковываем программку-архив в каталог Ил-2, создав там папочку "NewView". Запускаем конфигуратор NewView, прописываем её dll в системе. Всё. Все вопросы по конфигурированию NewView - в вышеуказанную ветку авторов, плз. Поздравляю, программа Ил-2:Штурмовик установлена и готова к дальнейшим мучениям. Глава 2. Минимальные требования. Первичная конфигурация. Теперь уже, в принципе, можно попробовать запустить Ил-2 и без конфигурации, посмотреть на этот ужас. Что же нужно в первую очередь, чтобы было красиво, быстро, и удобно. 1. Уверенность, что всё это вообще запустится. Минимальная конфигурация для Ил-2 в полной версии такова: Частота процессора - не ниже 2.0 ГГц, объём оперативной памяти не менее 512 Мб, видеокарта не слабее nVidia GeForce Ti4200 или ATI Radeon 8500 (чем выше, тем лучше, естественно), + доступное место на диске ~3.5-4.0 Гб (+ должно быть свободно хотя бы 500Мб на диске C: для свопа), +любой джойстик. Джойстик обязателен, без вариантов. В данном случае, мне можно возразить, что игра запускается и на менее слабых конфигурациях. Не спорю. Запустить можно и Windows XP на процессоре Pentium с частотой 25 МГц. Видали. Только возможность запустка отнюдь не обозначает, что и пользоваться ЭТИМ комфортно. Поэтому не стОит экспериментировать со своей психикой, запуская требовательную к железу игру на компе более чем трёхлетней давности выпуска. Здоровее будете. 2. Уверенность, что установлен современный DirectX 9.0. На диске с Историями Пикирующего Бомбардировщика такой есть. Если не устанавливали DirectX больше полугода - запустить его оттуда и перегрузиться. 3. Уверенность, что установлен современный видеодрайвер. Для видеокарт nVidia GeForce - это любой Forceware с номером выше 84.21, для видеокарт ниже чем ATI Radeon 9500 - это любой Catalyst с номером не выше 6.4, для всех остальных карт - Catalyst 6.7 и выше. Прим.: Detonator и Catalyst - не стОят траффика: проще выкачивать их переработанные версии без лишних накруток (типа китайского языка): для nVidia это пакеты Forceware, для ATI это пакеты N2O. Где взять - см. FAQ и Яndex. Примечание: Вообще о драйверах. Есть чёткая последовательность установки драйверов. Многие об этом не думают, а зря. Последовательность даёт замену стандартно-умолчального на нужное, а не наоборот. Перезагрузки при этом обязательны: именно при установке драйвера происходит замена dll-бибилиотек и компонентов драйверов. Итак. 0. Сначала ставится Windows. 1. Сразу после её установки в первую очередь ставится драйвер мат. платы. Перезагрузка. 2. Установка DirectX 9.0с (крайняя версия - oct 2006), перезагрузка. 3. Установка видеодрайвера. Перезагрузка. 4. Установка драйвера аудио. Перезагрузка. 5. Установка кодек-пакета. Перезагрузка. 6. Установка драйвера LAN и прочих, все через перезагрузку. 7. Установка программ уже без перезагрузок. При этом, установки драйверов "с дисков от производителя" следует по возможности избегать: чаще всего, драйвера, которые дают с железками в магазине, уже устарели, несмотря на то, что у них такие красивые коробочки, полиграфия, и наклейки. При этом, на сайтах производителей всегда лежат новые версии драйверов с исправленными ошибками. Именно устаревшие версии драйверов дают наибольшее количество претензий к игре. И если выкачивать драйвера мат.платы и прочего - сложно (слабое соединение с инетом, или вообще его отсутствие), то уж по крайней мере, DirectX и видеодрайвер обязательно должны быть крайней версии. 4. Уверенность, что игру не тормознёт антивирус или другая программа в памяти. Т.е. память должна быть, по возможности, пустой. Всё, что сидит в автозагрузке, и всё, что сидит в трее должно быть тщательно проанализировано на предмет нужности. Нажмём Ctrl+Alt+Del и перейдём во вкладку "Процессы". Вот что там есть сразу после установки Windows: alg.exe - cлужба шлюза уровня приложения (Application Layer Gateway Service) - виндосовский фаервол. cnab3rpk.exe - служба принтера Canon. Если у вас другой - служба будет называться по-другому. spoolsv.exe - поддержка печати Windows - спулер. svchost.exe - Их там не один. Это Generic Host Process for Win32 Services, т.е. все наши службы, доступные в Пуск->Настройка->Панель управления->Администрирование->Службы. ctfmon.exe - активирует процессор текстового ввода (TIP) компонента "Альтернативный ввод данных" и языковую панель. cthelper.exe - служба запуска приложений для звуковых карт Creative Audigy1-4. taskmgr.exe - то, что сейчас на экране, менеджер задач. lsass.exe - сервер аутентификации локальной защиты. Генерирует маркер входа Winlogon. services.exe - диспетчер управления службами. Запускает их, остановливает, и даёт им взаимодействие с системными процессами. winlogon.exe - собственно, вход в Windows. csrss.exe - client/server run-time subsystem (клиент/серверная подсистема). Отвечает за консольные приложения, создание/удаление потоков, и за 16-битную виртуальную среду MS-DOS smss.exe - подсистема менеджера сеансов. Запускает и поддерживает пользовательский сеанс. Если коротко - завершалка приложений, выгружалка их из памяти. explorer.exe - меню "пуск", рабочий стол, и таскбар. Оболочка дешёвая. System - ЯДРО WINDOWS. Бездействие системы - нуль-задача. Нуль-цикл. Свободный процесс. Плюс обычно присутствуют пара названий служб антивируса, и ещё пара - файрволла. Конфигурируем видео. Для начала сконфигурируем видеодрайвер. В настройках драйвера выключаем сглаживание (именно выключаем, а не ставим "на усмотрение программ"), и анизотропную фильтрацию. Сглаживание убирает "лесенки" на наклонных поверхностях, а анизотропия - это метод улучшения качества изображения текстур на поверхностях, находящихся далеко, и сильно наклонённых относительно камеры в трёхмерной графике. Как и би- и три-линейная фильтрация, анизотропная фильтрация позволяет устранять эффект ступенчатости на таких поверхностях, но при этом вносит меньше размытия и поэтому позволяет сохранить большую детальность изображения. Оба эти вида обработки весьма замедляют обработку видео, хоть и улучшают качество картинки. Поэтому включать два этих параметра надо тогда, когда мы уверены, что мощности видеокарты нам хватает и без них. Необходимо также проконтролировать частоту монитора. Если это ЭЛТ-монитор, а не ЖК, то однозначно стОит поставить частоту повыше, а если ЖК, то с одной стороны, повышение частоты даст срыв развёртки (мелкий артефакт, подёргивания), но более высокие FPS, а если оставить частоту 60Гц (как по умолчанию), то это увеличит плавность игры, но уменьшит FPS за счёт того, что DSP монитора всё равно будет пропускать лишние кадры. Решать пользователю. Я бы посоветовал попробовать "поиграть частотами": выставить по-разному и попробовать, выбрав лично удобную для себя настройку. Плавность можно также улучшить, если включить вертикальную синхронизацию, которая, улучшив плавность картинки, ограничит, однако, верхний порог FPS частотой монитора, или половиной частоты, если видеокарта не обеспечивает FPS выше, чем частота монитора. Опять же кому что, каждый пробует так и эдак, оставляя как больше нравится. Прим.: на видеокартах nVidia при включенной вертикальной синхронизации рекомендуется также включать опцию "Тройная буферизация". Эта опция несколько нивелирует эффект "кратности fps", грубо говоря, поднимает производительность. В версии 84.21 эта опця уже есть. В версии 66.93 этой опции нет. Больше от драйвера пока что ничего не нужно. Конфигурирование Ил-2 Штурмовик. Странно, но факт: эта игра - одна из немногих игр, которые лучше конфигурировать не опциями из игры, а изменением настроечного файла conf.ini вручную или с помощью внешних утилит. Соответственно, рассмотрим три способа сделать одно и то же: 1. Собственный настройщик Ила (файл il2setup.exe из каталога Ил-2). Запускаем. В выскочившем окошке выставим разрешение в игре, цветность, и прочее. Там всё просто и понятно, а на случай, если непонятно, там есть профили. Т.е. можно просто указать там свою видеокарту и пока не париться с настройками. Однако, этот самый il2setup - убогий. Настроить всё как нам надо, он нам не даст, много чего в нём просто не предусмотрено, поскольку он уже давно не дорабатывался. Однако, запустить его всё же стОит: в нем надо убедиться, что выставлен режим не DirectX, а OpenGL - Ил под него заточен, вот и пусть будет OpenGL. Примечание: "родное" разрешение для обычных LCD-мониторов 17-19 дюймов = 1280х1024. Но в Ил-2 в стандартном конфигураторе (тот, что il2setup) его выбрать невозможно. Устарел. Зато его можно выставить в iL-2Config. Мало того, это разрешение (1280х1024) невозможно выставить также и в опциях игры. Т.е. если зайти в опции игры, («Настройки» – «видеорежимы») то вы увидите там 800x600 или другой уровень разрешения. НЕ НАДО ИХ ТАМ МЕНЯТЬ. Если вы выставили в iL-2Config разрешение 1280х1024, то когда Вы начнёте игру, она и будет в этом разрешении. 2. Программа настройки iL-2Config. Это программа, предназначенная только для одного: изменить настроечный файл conf.ini с максимальным удобством, не парясь с переводом англоязычных параметров. Разархивируем, помещаем его в папку программы Ил-2, и запускаем. Внимание! Конфигуратор - это инструмент не только для включения, но и для выключения кое-каких параметров. Это значит, что не надо в нём тыкать сразу все галки "вкл" - зарУбите себе производительность, полУчите тормоза. На этот случай, в архиве с iL-2 Config лежит дефолтный conf.ini - им всегда можно подменить запорченный. Пока что просто запустим конфигуратор и просто ознакомимся с перечнем услуг меню. На экране будет открыта вкладка "Видео: общие". В самом начале меню - разрешение и цветность в игре. Рекомендуемые: nVidia GeForce 2 MX 100/200/400/440/460 = 800х600 nVidia GeForce 3 Ti200/Ti500 = 800х600 или 1024х768 nVidia GeForce 4 Ti4200/Ti4400/Ti4600/Ti4800 = 1024х768 nVidia GeForce FX 5100/5200/5500/5600/5700 = 1024х768 nVidia GeForce FX 5800/5900 = 1024х768 или 1280х1024 nVidia GeForce FX 6100/6150/6200/6500/6600/6610/7100/7300 = 1280х1024 nVidia GeForce FX 6700/6800/7600/7800/7900/7950 = 1280х1024 или выше ATI Radeon 7000/7500/8500 = 800х600 ATI Radeon 9000/9200/9250/X300 = 800x600 или 1024x768 ATI Radeon 9500/9600/9700/X550/X600/X700/X1300 = 1024х768 или 1280х1024 ATI Radeon 9800/X800/X850/X1600/X1800/X1900 = 1280x1024 или выше Понятно, что градации по видеокартам весьма условны, и окончательный выбор разрешения всё равно остаётся за пользователем. Цветность я бы ставил менее 32 бита только если видеокарта совсем уж древняя, все современные вполне держат 32. Вот какие галки стОит поставить в окне "Видео: общие", имея современную видеокарту: Глубина цвета текстур и Z-буффера = всегда вкл. Включить стесил-буфер. Необходим для «Превосходного режима» = всегда вкл. Разрешить смену разрешений экрана в игре = всегда вкл. Вкл полноэкранный режим = всегда вкл. Все равно прорисовывать картинку, когда пользователь в другой задаче = всегда вкл. Разрешить изменять размер окна (для «оконного» режима) = по желанию. Разрешить кнопку закрытия окна (для «оконного» режима) = по желанию. Вкл. режима с геометрическими пропорциями экрана 4:3 (для 1280х1024 на ЖК) = всегда вкл. Если выключить - будут чёрные полосы сверху и снизу изображения в полёте. Включить использование 3-экранного видео = пока не изучено. У меня выключено. Переходим на вкладку "Видео: основные". Там мы увидим вот что: Использовать дизеринг - сглаживание цветовых переходов в 16-битном цветовом режиме. Если у нас выставлено 32 бита, то выкл. Использовать Альфа-канал - пока не поддерживается драйверами. Выкл. Использовать индексирование цветов - это процесс присвоения каждому цвету изображения порядкового номера, который в дальнейшем используется для описания всех пикселов этого изображения. Для различных изображений оптимален и различный набор цветов, поэтому этот набор хранится вместе с изображением. Набор цветов называется палитра, а способ кодировки - индексированный цвет. Для описания 64 цветов нужно 6 бит, для 16 - 4 бита, а для 256 - 8 бит. Но т.к. сейчас даже самые дешевые видеоадаптеры могут отображать 65 536 цветов (режим high color), то и индексирование свою актуальность потеряло. Выкл. Использовать полигоны со штриховкой - если стенсил-буффер выключен, то тени будут отображаться дискретной маской. Полезно только на очень старых видеокартах для поднятия производительности. Выкл. Снижение качества спрайтовых объектов и эффектов - в Иле множество спрайтов. Эта опция, по сути, пикселизирует каждый спрайт на порядок, тем самым увеличивая производительность. Есть смысл включать только на слабых видеокартах. Включить отрисовку 3D-ландшафта треугольниками - гора может быть с плавной верхушкой, а может - с треугольной. Если включить эту опцию - будет с треугольной. Включение увеличивает производительность, экономя видеопамять. Я выключил - так красивше. Использовать массивы вершин - позволяет задавать сложный 3D-полигональный объект в виде массива его вершин в видеопамяти. Увеличивает производительность, но слегка ухудшает качество моделей. Включается только на картах с объемом памяти менее 128 Мб. У меня вкл. Запретить расширения драйвера - в iL-2Config выделен. Отключает всю красоту. Вообще. Параметр-аппендицит со времен первого Штурмовика. Выкл, естественно. Использовать аппаратное мультитекстурирование - грубо говоря, заставляет заниматься наложением текстур видеокарту, а не процесор, увеличивая производительность. Вкл. Улучшенное комбинирование при наложении текстур - позволяет совмещать текстурные массивы при мультитекстурировании. Улучшает качество, но повышает нагрузку. Вкл на видеокартах со 128 и более Мб. Использовать второй вершинный цвет - туман и эффекты вспышек. Желательно вкл, конечно. Использовать массивы вершин - просто разрешение на их использование, если вы их включили ранее (см. выше). Использовать упр. отсечением - включение этой опции заставит заниматься отсечением не процессор, а видеокарту, если она это умеет (все современные). При этом не обрабатываются полигональные структуры вне кадра и/или закрытые другими структурами. В общем, увеличивает производительность. Вкл. Использовать палитровые текстуры - использование древнего метода сжатия текстур до 8 бит. немножко увеличивает производительность, но малость мылит текстуры. У меня выкл. Использовать анизотропную фильтрацию для текстур - по идее, включает текстурную анизотропию. Лично я визуальной разницы как-то не заметил и... оставил включенным. Использовать текстурную компрессию S3TC - весьма экономит видеопамять, сжимая текстуры. Вкл. Для того, чтобы работало, на следующей странице iL-2Config надо установить параметр "Тип текстурной компрессии" = 2 (S3TC). Улучшенное мультитекстурирование на основе четырёх текстур - только дял nVidia. То же, что и ранее, но более продвинутое. Вкл. Попиксельный расчет освещения или бамп-маппинга - интересный параметр, улучшающий точность обсчета взрывов и частиц, а также остветов костров, фар, и прочего. Выключение неплохо улучшает производительность, но эффекты в игре ухудшаются. У меня вкл. Улучшенная прорисовка воды - только для nVidia. По идее, даёт волнам объём. Нагружает видеокарту. Однако, на практике на некоторых видеокартах даёт "дрожание" поверхности воды. Решайте сами, experimental research required. Включить отражения на воде - ну, понятно, даёт отражения облаков на воде. Нагружает карту. Включать только при объёме видеопамяти 256 и более Мб. Желательно вкл, конечно, красиво. использовать nVidia-текстурные шейдеры - включение шейдерной модели 3.0. Без этой галки улучшенное отображение воды (качество 3 и 4) не будет работать. Для современных nVidia - вкл, конечно. =) Использовать аппаратные шейдеры - включает новый, шейдерный режим движка Ил-2. При выключении будем наблюдать графику, как в старом, первом Ил-2Штурмовик. Рекомендуется выключать только на старых видеокартах, не держащих нового режима, или ответственно в нём тормозящих. На остальных - вкл, естественно. Принудительное включение шейдеров версии 1.0 - упрощённая модель нового шейдерного движка: с упрощенным обсчётом моделей, ландшафта, и воды (будет как пластилиновая. Но многим нравится). Для видеокарт предпоследнего поколения - обязательно вкл. На современных видеокартах - выкл. Вкл высокое разрешение текстур самолетов - вкл на всех видеокартах с памятью 128 и более Мб. Более четкие текстуры на самолетах, но жрёт память. Вкл. высокое разрешение текстур ландшафта - вкл на всех видеокартах с памятью 128 и более Мб. Более четкие текстуры на земле, но жрёт память. "Динамический свет" - увеличенная скорость обсчёта изменения освещенности объектов. Вкл на современных картах. Если выключить - будут притормаживать отражения на воде. Включение новых, более густых облаков - вкл ТОЛЬКО на новых картах. Очень и очень кушает ресурсы. Но если видеокарта старая, то хоть посмотреть разок советую. Тыкаем "сохранить" и выходим из iL-2 Config. Кроме всего прочего, он создаст в конфиге ключи, которых там не хватало (это, в основном, ключи, заявленные в патчах, так что после установки Ила с нуля (с дисков), их в conf.ini не будет). Ну, с остальными вкладками всё понятно и так. Всё же выложу свои - см. в конце сообщения. 3. Ручная настройка файла conf.ini Лезем в conf.ini. Он лежит в папке Ила, и там - всё, что касается видео в Иле. Что там к чему можно прочитать либо в Яндексе, либо у =RP=, либо у РОССов, либо по всему инету кучами и навалами. Ну, и теперь окончательно конфигурируется и NewView - пара запусков-выходов из Ил-2, и готово. И, наконец, конфигурируем джойстик. Забудьте про мапперы и прочую хрень от производителей. Всё это нужно только для мега-устройств типа Saitek X-52, Cougar Hotas, и прочего дорогого оборудования, там свои заморочки. Если у нас простой джойстик, то просто запускаем Ил-2, открываем меню "настройки", и выставляем реакцию игры на джойстик там, в самой игре. Кривые джойстика - там же. Сначала пробуем полетать на стандартных. Если понравится - хорошо, если нет - выставляем свои. И лучше выставить однажды, и привыкнуть, чем год экспериментировать в поисках чуда и так и не научиться стрелять. И не надо спрашивать "а какие кривые лучше поставить для Thrustmaster EVO-52?" - для каждой конкретной руки, для каждой конкретной модели, даже для каждого конкретного экземпляра джойстика эти кривые - свои. Обычно их малость заваливают вниз в центре, оставляя максимальными справа и минимальными слева, получая экспоненту. Принцип настройки прост: выставляем, пробуем, выходим, выставляем по-другому, пробуем, выходим, выставляем точнее, пробуем... и так далее. У каждого своё. Чем менее точен джойстик, тем больше заваливается кривая. На хороших, дорогих, точных джойстиках кривую можно "приподнять". Ставить кривые "на все 100" не рекомендую - слишком резкое управление не даст нормально прицелиться. Если мы можем нормально взлететь, найти противника, и с ним покрутиться - хорошо, первичная настройка закончена. Глава 3. Баланс качество/производительность. Тесты. Понятие FPS. Проблемы видимости. Примеры настроек. Теперь попробуем сделать так, чтобы всё это было как можно более плавно и как можно более красиво. Т.е. найдём нечто среднее между красотой и играбельностью. Смотря где будем играть. При игре в интернете настройки графики желательно немного загрубить, т.к. самолётов там обычно много, событий на карте - тоже, соответственно, и требования к настройкам игры онлайн предъявляет более жёсткие. А это значит, что настройки драйвера для такой игры останутся прежние - сглаживание и анизотропия выключены. Если играть предстоит только оффлайн, тогда можно красивостей позволить себе и побольше. Тестируем, что у нас получается, чтобы оценить, можем ли мы позволить себе что-то большее. Запускаем Ил-2, и запускаем ролик, поставляемый вместе с игрой: The Black Death. Сразу при старте ролика, жмём Shift+Tab, и набираем: fps START SHOW Жмём Enter - и видим сверху циферки. Три группы. Это - FPS. FPS = Frames Per Second = Кадров в секунду. Чем больше эти циферки - тем лучше, тем плавнее и комфортнее будет игра. Первая группа цифр - мгновенный FPS. Текущий. Для данной сцены. Вторая группа цифр - Average FPS- средний за всё время. Третья группа цифр - Maximum FPS - максимальное значение за весь ролик. Мгновенный может проседать не ниже 12 FPS за весь ролик. Средний должен быть не ниже 25-30. Максимальный - не ниже 56. Если всё это так, графику поднять выше нельзя. Это минимум и так. Если мгновенный FPS скачет, скажем, возле 20-25, можно поднять воду до значения 2 (надо учесть, что на видеокартах ATI это значение качества воды - наксимум, выше никак, игра не позволяет). Поднимаем, и повторяем трюк с роликом. Смотрим на цифры. И начинаем экспериментировать…